В лаборатории Theatrum Mundi при поддержке издательского отдела Музея Гараж прошел эксперимент по составлению лексикона актуальной театральной культуры первой трети xx века. Самоорганизация «Theatrum Mundi» объединяет исследователей перформативности, театральности, танца, современного искусства, истории театра, истории культуры, истории идей, истории науки, визуальности и поддерживает ценности междисциплинарного знания, открытого диалога и уважения к исследованиям и исследователям. Мы полагаем, что знание должно создаваться и распространятся повсюду вне институциональных, национальных и дисциплинарных ограничений. На встрече с аудиторией 20 февраля, состоявшейся в медиатеке Новой сцены Александринского театра мы говорили об опыте семинарской работы в театре, об архиве лаборатории Theatrum Mundi theatrummundi.ru, о сообществе авторов лексикона, об академических ценностях вне академии, о понятиях теории современной культуры на русском языке.

Авторов книги — филологов, философов, театроведов, культурологов и историков — объединяет участие в работе московской независимой исследовательской лаборатории Theatrum Mundi, которую в 2007 году основали Мария Неклюдова и Юлия Лидерман. В сборнике в широком контексте современной гуманитарной теории анализируются формы бытования современного театра — от перформанса до современного танца. Вошедшие в книгу статьи помогают составить представление как об основополагающих понятиях современной теории перформативных искусств (политике зрительства, театральности, аффекте и т. п.), так и о возможностях их использования в гуманитарных исследованиях.

Предыстория

эта история началась году в 2016. намечалось 10-летие существования

Theatrum Mundi

, и появилась идея собрать сборник статей участников семинара разных лет. потом были долгие переписки, встречи, в прошлом году мы договорились о том, чего хотим, составили письмо авторам, и книжечка начала собираться. мы с

Юлия Лидерман

хотели сборник статей, которые представляли бы примеры использования связанных с театром понятий в разных контекстах, так что тематическое и дисциплинарное разнообразие нас не смущало, стержнем был лексикон современной перформативной теории. но по мере того, как приходили статьи, стала отчетливо ясна одна вещь: складывается книга о современном театре. точнее говоря, книга, в которой есть два полюса — theatrum mundi как эвристический метод, с одной стороны, и современный театр, с другой. это не было нашей задумкой, но углы зрения на него необычны (in situ, производство знания, политика зрительства, аффект и т.д.), и необычен, по-моему, результат. вторая вещь, которая стала очевидна по мере того, как складывался сборник — то огромное место, которое начала занимать тема политического (в самых разных аспектах) в рефлексии о театре. книга собралась быстро, работа была усердная, но совершенно не мучительная, на прошлой неделе ушла в печать, а после нового года будет тираж. благодарность авторам (см. содержание)

Nastia Arkhipova

,

Irina Sirotkina

,

Galina Shmatova

,

Pavel Arsenev

,

Marina Israilova

,

Oleg Aronson

, Елене Петровской, Ксении Гусаровой,

Elena Gordienko

. на разных этапах мы обсуждали сборник с Марией Сергеевной Неклюдовой,

Olga Annanurova

и

Varvara Sklez

, спасибо! слава терпению и огромное спасибо редактору

Katya Suverina

, корректору Михаилу Пономареву, автору макета и верстки Андрею Кондакову и

Garage Museum of Contemporary Art

.