L

О нас

 ...когда я перестал ходить в театр, в нем было слишком много преступных правил, чтобы продолжать получать от этого удовольствие... 

Р. Барт «Свитедельство о театре», 1965. 

 

Гипотеза

Мы наблюдаем и обсуждаем как театрализуются любые культурные и социальные взаимодействия. Мы проверяем, как в описании этих процессов театральная теория взаимодействует с теориями других гуманитарных дисциплин. Мы создаем новый лексикон театральности. Мы полагаем, что теории театральности позволяют ощутить границы современной теории медиа.  

 

Образовательный проект

Лаборатория «Theatrum Mundi» организована в 2007 году Юлией Лидерман и Марией Неклюдовой совместно с кафедрой Истории и теории культуры РГГУ. Мы задумали её как образовательный проект, в рамках которого предлагали магистрантам и аспирантам разных специальностей воспользоваться для своих исследований театральной теорией и с другой стороны, студентам театроведам была предложена возможность увидеть свой объект через теории других гуманитарных дисциплин. В течение почти семи лет существования нашего семинара на Кафедре истории и теории культуры были защищены несколько выпускных работ, в которых такие принципы были опробованы. В магистерской диссертации Опыт невыразимого: стратегии описания постановок Ежи Гротовского Варвары Склез исследуются различные аспекты театральной антропологии проекта Ежи Гротовского, в дипломном сочинении Веры Навернюк Устройство мира и моделирование реальности в английской драматургии XVI—XVII вв. представлен повторяющийся в драматургии мотив стабилизации, упорядочивания «нестабильного хаотического пространства этого мира». В выпускной работе Космические подмостки: театр в московском Планетарии Татьяна Платонова подробно характеризует все представления (научно-популярной, фантастической, религиозной тематики), проходившие в стенах московского Планетария за все время его существования.

 

Научный проект

Со временем к работе над публикациями и семинарами присоединились уже состоявшиеся исследователи. Благодаря этому интересу в рамках работы лаборатории состоялись такие обсуждения как, например, Театральность в искусстве и за его пределами, ставшая основой подборки в журнале НЛО (№111, 2011), и (В)место театра: великая реконструкция Большого, фрагмент которого был опубликован в журнале №6—7 журнала Театр

Вокруг нашей деятельности сложилась группа постоянных участников: Валерий Золотухин, Ольга Астахова, Ольга Рогинская и их студенты. Благодаря их идеям возникают новые темы семинаров и расширяется круг лекторов. 

Можно послушать, как в 2011 году на семинаре со студентами РГГУ И ВШЭ мы обсуждали «Евгения Онегина» Дмитрия Чернякова, в в 2012 году проводили семинар Театр «общих мест» и границы театральности.

Мы очень рады, что среди выступавших на нашей площадке такие знаменитые исследователи как Евгений Марголит, Борис Дубин, Сергей Зенкин, Вадим Гаевский. Мы проводили презентации книг издательства РГГУ и НЛО. Наша работа была поддержана журналом Театр и Новое Литературное Обозрение. При самом активном участии актёров и режиссеров Театра.док мы провели презентацию-читку неизвестных советских пьес 1920—1930-х годов.

 

Публичная деятельность

До 2014 года мы работали с сайтом, на котором материалы публиковались в двух больших рубриках. В первой рубрике: «Условия театра», рецензии, расшифровки обсуждений, статьи были посвящены современной теории театральности, во второй рубрике: «Эффект театра», мы размещали тексты, исследующие другие объекты при помощи театральной теории. 

Мы подвели пунктирную черту под тем, что мы делали до сих пор. Новый сайт организован как архив. На главной странице помещены названия материалов, описывающие круг наших интересов. В работе над новым устройством сайта мы добивались максимального удобства чтения и прослушивания наших материалов.   

Мы ищем новые формы сотрудничества и новые темы. Для этого мы начали проект Глоссарий. Цитаты из текстов, которые участники нашей лаборатории используют в своих исследованиях мы печатаем для наших подписчиков. Возможно, мы начнем работу над созданием Глоссария Театральности — цикла словарных статей для общедоступных электронных ресурсов.

Присоединяйтесь к нашей странице в Facebook, кроме новых публикаций проекта Глоссарий, мы стараемся следить за конференциями и публикациями с близкими к лабораториями подходами. На Flickr вы можете посмотреть один из наших ранних проектов, в котором мы отцифровали две частные коллекции билетов и театрельных программок 1990-х—2000-х годов, на YouTube мы собираем видео-записи наших семинаров. 

Мы рады возможности выхода в городское культурное пространство Москвы. C апреля 2015 совместно со Школой современного зрителя и слушателя мы проводим семинары в Электротеатре Станиславский. Если вы чувствуете, что проблемы, обсуждающиеся в лаборатории могут быть продуктивны в ваших исследованиях, мы приглашаем вас к сотрудничеству. 

 

Авторы

Мы очень любим наших авторов. 

 

Алексей Масляев
Куратор + автор текстов о современной культуре; сотрудник Московского музея современного искусства
(«Мартин Крид / Числа», 2010 + «Невозможное сообщество», 2011 и др.); магистрант Российского государственного гуманитарного университета, Кафедра истории и теории культуры (тема магистерского диплома: «Социально ориентированное искусство 1990/00-х: новые кураторские практики»).

Анастасия Шевелева
В 2011 году закончила Факультет истории искусств Российского Государственного Гуманитарного Университета (специальность — культурология). Дипломная работа по теме «Понятие «квир» в работах Джудит Батлер». В данный момент аспирантка РГГУ на кафедре Истории и теории культуры. Научные интересы квир-теория и cultural studies.

Андрей Олейников
Закончил МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет (1995). Аспирантура философского факультета РГГУ (1999). Переводчик и редактор книги Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт. — М.: Издательство «Европа», 2007. В настоящее время доцент Отделения социокультурных исследований РГГУ.

Борис Дубин
Российский социолог, переводчик англоязычной, французской, испанской и латиноамериканской, польской литературы. Лауреат ряда премий за эссеистику и переводы. Кавалер Ордена заслуг (Франция). Выбранные монографии: Классика, после и рядом : социол. очерки о литературе и культуре / Борис Дубин. - М. : Новое лит. обозрение, 2010. - 344 с., На полях письма : заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке / Борис Дубин. - М. : Emergency Exit, 2005. - 523 с., Интеллектуальные группы и символические формы : очерки социологии соврем. культуры / Борис Дубин. - М. : Новое изд-во, 2004. - 349 с., Слово - письмо - литература : очерки по социологии соврем. культуры / Б. В. Дубин. - М. : Новое лит. обозрение, 2001. - 410 с.

Вадим Гаевский
театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Публикуется с 1954 года. Автор исследований и статей о балетмейстерах XIX и XX веков: Жюле Перро, Мариусе Петипа, Джорже Баланчине и Морисе Бежаре. Ему также принадлежат работы о знаменитых танцовщиках, таких как Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Марина Семёнова. Автор книг: Книга встреч : заметки о критиках и режиссерах : памяти В. Э. Мейерхольда. - Москва : РГГУ, 2012. - 461 с., Флейта Гамлета : образы современного театра / В. Гаевский. - Москва : Союзтеатр, 1990. - 349 с., Дивертисмент : судьбы классического балета / В. Гаевский. - Москва : Искусство, 1981. - 378, [5] с.

Валерий Золотухин
C 1999 по 2004 годы учился в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет, Институт истории и филологии, специализация — история театра и театральная критика). С 2004 по 2007 годы — аспирант отдела театра ГИИ. В октябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы сотворчества актера и режиссера в спектаклях 1910—1930-х годов (Ю. Юрьев и Вс. Мейерхольд)». В настоящее время — старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РУДН.

Варвара Склез
Закончила магистратуру по направлению «Культурология ХХ века» в РГГУ, магистратуру по Public History в МВШСЭН. Научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС. Сооснователь Лаборатории публичной истории, редактор сайта www.theatrummundi.org. Исследовательские интересы: теория и практика коммеморации, репрезентация истории в театре, документальный театр, проблема документации перформанса.

Вера Навернюк
Выпускница РГГУ 2012 г. Закончила Факультет истории искусства, специальность культурология. Сфера научных интересов: культура повседневности XVII века, история ментальностей, семиотика, народная смеховая культура. Работает как педагог дополнительного образования, ведет мастерскую литературного творчества и анимационную мастерскую. Участник проекта «Игровые образовательные сессии». Среди увлечений также: иностранные языки, психология, головоломки и др.

Виолетта Гудкова
Доктор искусствоведения с 2007 г. Ведущий научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств. С 2000 г. по настоящее время. С 1995 по 2000 г. – сотрудник Отдела изучения и публикации наследия Вс.Э. Мейерхольда ГИИ. Сфера научных интересов: история и теория драматургии и режиссуры, история театра, литературоведение. Основные публикации: Время и театр Михаила Булгакова. М.: Сов. Россия. 1988. – 128 с., Ю. Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний". М.: НЛО,. 2002. – 604 с., Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х годов. М.: НЛО, 2008. – 453 с.

Владислав Преображенский
Учился на кафедре истории и теории культуры РГГУ, интересы: культура и власть, теория культуры.

Галина Шматова
Окончила историко-филологический факультет РГГУ (кафедра Истории театра и кино), а также магистратуру по направлению «Культурология ХХ в.» кафедры Истории и теории культуры ФИИ РГГУ. В данный момент старший преподаватель ОСКИ РГГУ. Автор статей о театре и кино в таких изданиях как «Театральная жизнь», «Петербургский театральный журнал», «Экран и сцена», «Киноведческие записки» и др. Член студенческого жюри премии «Русский букер – 2007». Сфера интересов: проза на сцене, авторский театр в современном московском контексте, механизмы репрезентации в театре (на примере репрезентации «перестройки» в современных спектаклях).

Дарья Шакишева
Закончила кафедру теории и истории культуры РГГУ. Сфера исследовательских интересов: практики чань– и дзэн–буддизма, проблема личности в современном японском обществе, культурные эффекты современных процессов миграции, дискурс информационных телепрограмм.

Дмитрий Панов
Культуролог. В 2010 году окончил РГГУ по специальности «культурология». Область научных интересов: cultural studies, popular music studies, visual studies, анализ дискурса. В настоящее время работает журналистом и старшим научным сотрудником отдела выставок Московского музея современного искусства.

Евгений Марголит
Советский и российский киновед и кинокритик. Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (1998). Автор книг Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (1988), Изъятое кино. 1924—1953 (1995, в соавторстве с В.Шмыровым; приз кинопрессы). Автор сценария документального фильма «Антология Российского кино» (2002—2004). Печатается в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки» и др. Статьи Марголита о мифологии советского кино собраны в книге «Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920—1960-х годов» (2012).

Екатерина Шмелева
Закончила бакалавриат и магистратуру школы культурологии НИУ ВШЭ. Работала как блогер в журнале «Большой город», в качестве администратора и преподавателя - в школе культурологии НИУ ВШЭ. Выпускница программы «Учитель для России», организатор детских образовательных программ в Мультимедиа Арт Музее. Участница научно-учебной группы «Participatory culture (культура соучастия): сообщества и практики» НИУ ВШЭ.

Елена Гордиенко
Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 2009, магистратуру по сравнительному литературоведению в университете Париж IV Сорбонна в 2011, магистратуру «Визуальная культура» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Кандидат филологических наук. Доцент кафедры культурологии и социальных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС.

Елена Яичникова
Независимый куратор, искусствовед и арт-критик. Сотрудник образовательного отдела Московского музея современного искусства, автор курсов лекций по истории искусства ХХ века и по истории выставочных практик, автор текстов о современном искусстве.

Ирина Сироткина
Кандидат психологических наук, доктор философии (Манчестерский университет), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, преподаватель Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева. Автор книг: Свободное движение и пластический танец в России / Ирина Сироткина. - М. : Новое лит. обозрение, 2011. - 319 с., Классики и психиатры : психиатрия в российской культуре конца XIX - начала XX века / Ирина Сироткина. - М. : Новое лит. обозрение, 2008. - 269 с.,

Константин Дудаков-Кашуро
Доцент кафедры теории и истории культуры РУДН / доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур МГУ им. М.В. Ломоносова.

Кристина Матвиенко
Театральный критик, театровед, куратор. Окончила театроведческий факультет СПбГАТИ. Защитила диссертацию по тему "Кинофикация театра". Была арт-директором фестиваля "Новая драма". Писала для газет, журналов и научных сборников. Преподавала во ВГИКе историю театра и современную драматургию и театр. Была экспертом "Золотой Маски", куратором программ "Новая пьеса", "Маска Плюс" и Russian Case. Была редактором рубрики "Театр" еженедельника Time Out Москва. Куратор "Школы современного зрителя и слушателя" в Электротеатре Станиславский. Ридер фестиваля молодой драматургии "Любимовка".

Ксения Гусарова
Ксения Гусарова — кандидат культурологии, историк моды, участник международной группы исследователей телесности CORPUS, автор работ об исторической изменчивости канонов красоты и гигиенических стандартов, преподаватель магистерской программы «История и теория моды» в РГГУ.

Марина Давыдова
Российский театровед и театральный критик. С 1997 г. публикуется как театральный критик: театральный обозреватель газет «Московские новости», «Русский телеграф», «Время новостей», в 2002 г. заведовала отделом культуры в газете «Консерватор», затем обозреватель газеты «Известия», руководитель театрального отдела сетевого издания Openspace. С 2010 г. главный редактор журнала «Театр».

Марина Лощакова
Марина Лощакова, культуролог, окончила факультет истории искусства РГГУ. В 2009 году выиграла грант на обучение в Болонском университете, где начала изучать теорию современного искусства. Работала в Итальянском институте культуры и Посольстве Италии. В данный момент учится на курсе для молодых кураторов Campo13 при фонде Сандретто Ре Ребауденго (Турин).

Мария Заяц
Закончила кафедру истории и теории культуры РГГУ.

Мария Зерчанинова
2000 г. – окончила кафедру театроведения историко-филологического факультета РГГУ. 2000 – 2004 г.г. – аспиранка Института искусствознания, сектор современного искусства Запада. Публикуется как театральный критик в газетах «Вечерняя Москва», «Культура», «Экран и сцена», журнале «Театр» и в интернет-изданиях. 2013 – книга Ролан Барт «О театре», составление, перевод с французского, комментарии.

Мария Ладен
Закончила Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, параллельно курсы рисунка и живописи в МАХУ памяти 1905г. Фоторедактор, создатель коллажей к нашим статьям.

Мария Неклюдова
Закончила Государственный Институт театрального искусства им. А.В.Луначарского, театроведческий факультет; University of California, Los Angeles, Comparative Literature Program (M.A., Ph.D). Работа: старший научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского (РГГУ). Историк культуры, переводчик. Автор "Я двор зову страной...": родословная одной метафоры / Мария Неклюдова ; Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т высш. гуманитарных исслед. им. Е. М. Мелетинского. - Москва : РГГУ, 2014. - 124, [1] с., Искусство частной жизни : век Людовика XIV / М. С. Неклюдова. - Москва : О.Г.И., 2008. - 438, [1] с.,

Наталья Авдеева
Культуролог, закончила РГГУ, факультет истории искусства. В дипломной работе изучала проблему тела в перформансах Марины Абрамович. Со временем интерес к современному искусству перерос в профессиональные занятия. Работала в "Государственной галереи на Солянке". Сфера интересов - видеоарт, перформанс, анимация, театр и фотография. Более 7 лет работаю в сфере выставочной деятельности, книжного дела и PR. Сейчас возглавляю отдел по связям с общественностью киностудии «Союзмультфильм».

Наталья Тамручи
Критик, куратор, директор Фонда поддержки художественных проектов «Открытая галерея», автор статей и монографий, посвященных советскому неофициальному искусству, среди них – «An Experience of Madness:Alternative Russian Art in the 1960s –1990s» (1995) и «Moscow Conceptualism 1970 –1990» (1995).

Николя Одюро
Независимый куратор, искусствовед, арт-критик. Автор текстов о современном искусстве в каталогах художников, в журналах Art Press, Critique d'art, Frieze, Zéro Deux и др.

Оксана Гавришина
Культуролог, сотрудник Отделения социокультурный исследований РГГУ. Автор монографий и статей по культурной истории фотографии, истории культуры повседневности XIX-XX вв., теории исторического нарратива: Империя света : фотография как визуальная практика эпохи "современности" / Оксана Гавришина. - М. : Новое лит. обозрение, 2011. - 182, [2] с.

Олег Зинцов
Театральный критик и критик кино. Заместитель главного редактора журнала «Театр».

Ольга Аннанурова
Закончила РГГУ по специальности «музеология», магистратуру по специальности «культурология». Область научных интересов: история и теория фотографии, теория медиа, советская фотография 1960—80-х гг. В настоящее время сотрудник Мультимедиа Арт Музея, Москва / Музея «Московский дом фотографии».

Ольга Астахова
Закончила РГГУ по специальности «Филолог, историк театра». Театральный критик, преподаватель кафедры театра и кино ИФИ РГГУ.

Ольга Купцова
Историк театра. Старший научный сотрудник сектора театра ГИИ. Основные труды: Из истории становления советской театральной критики (1917–1926 гг.). Саратов: изд. Саратовского университета, 1984.; Очерки русской театральной культуры. Из лекций, прочитанных на факультете дополнительного профессионального образования. М.: изд-во ВГИК им. С.А. Герасимова, 2003.; Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М.: ОГИ, 2003. В соавторстве с Е.Е. Дмитриевой.

Ольга Рогинская
В 1997 году с отличием закончила русское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В 2002 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата филологических наук по специальности «Теория литературы. Текстология». С 2005 года работает на кафедре наук о культуре отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭ в должности доцента. Сфера интересов: (авто)биографические практики Нового времени, формы репрезентации прошлого в культуре Нового времени, категория персональности в культуре Нового времени (характер, тип, роль, амплуа; «герой времени»), (авто)биографические и нарративные стратегии в современном театре и кино, проблема интерпретации классики в современной культуре, смех в современной культуре.

Павел Арсеньев
Поэт, критик, филолог. Окончил магистратуру филологического факультета СПбГУ по специальности "теория литературы". Главный редактор журнала "Транслит", издатель книжных серий "Kraft" и "démarche" (совместно со Свободным Марксистским Издательством).

Павел Митенко
Участник акционистского движния, группы Радек, участник независимой исследовательской группы НИИ митингов, исследователь Московского акционизма.

Полина Меликьянц
Выпускник РГГУ, Факультет истории искусства, специальность культурология.

Светлана Рыжакова
антрополог, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Сергей Зенкин
Российский литературовед, переводчик с французского. Трижды лауреат премии Леруа-Болье (1996, 1997, 2000; премия присуждается посольством Франции в Москве и журналом «Иностранная литература» за лучшее произведение, посвящённое Франции). Кавалер французского ордена Академической пальмовой ветви (2002). Автор монографий: Работы по французской литературе. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.,Французский романтизм и идея культуры (Аспекты проблемы). — М.: РГГУ, 2001., Французский романтизм и идея культуры. — М.: РГГУ, 2002., Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. – М.: РГГУ, 2012., Работы о теории. М.: Новое литературное обозрение, 2012

Татьяна Вайзер
Закончила Государственный Институт Театрального Искусства ГИТИС, Институт Европейских Культур, Французский Колледж МГУ, Университет Paris VII Франция; стажировка в Justus-Liebig Universität Gießen (Германия); канд. философских наук (ИВГИ, философский факультет РГГУ), PhD по социальным и гуманитарным наукам, защищенная в лаборатории Юлии Кристевой (Paris VII, Франция). Текущая работа: приглашенный исследователь Washington University St Louis USA, штатный преподаватель философско-социологического факультета Российской Академии Народного Хозяйства при Президенте РФ, преподаватель философского факультета РГГУ, член Комиссии по интеллектуальной культуре Франции.

Татьяна Платонова
Закончила кафедру истории и теории культуры РГГУ.

Юлия Лидерман
Закончила Российскую Академию Театрального Искусства (ГИТИс), специалист — актёрское искусство, ИЕК, специалист – культурология, аспирантура ИВГИ (РГГУ), кандидат культурологии. Преподаватель и автор, научные интересы: история советской культуры, теория культуры современности, теория медиа, культурная история ХХ века, социология культуры. Автор: Мотивы "проверки" и "испытания" в постсоветской культуре : советское прошлое в российском кинематографе 1990-х годов / Юлия Лидерман ; с предисл. Евгений Марголита. - Stuttgart : Ibidem-Verlag, 2005. - 200 с.

Юрий Угольников
В 2011-м году с отличием окончил магистратуру Факультета технотронных архивов и документов ИАИ РГГУ. Работает литературным критиком и журналистом, печатается в журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», а так же в «Независимой газете».

Контакты

Почта

theatrummundi.org@gmail.com

Соцсети

facebook

pinterest

youtube

Адрес